На площадке должно быть:
- спокойная, доброжелательная атмосфера, «приглашающая» остаться;
- множество возможностей для поиска и открытий;
- здесь интересно детям разных возрастов — и малышам, и подросткам;
- возможность спрятаться от шума и ветра и посторонних взглядов, возможность побыть одному наедине с собой;
- ребенку не надо ничего запрещать, потому что хорошая площадка построена логично и органично;
- ребенок может сам распознать потенциально опасные ситуации, развивать свои способности по управлению рисками.
Шесть правил «плохой площадки»:
- плохая площадка это место для однообразных действий, для «дрессуры»;
- плохая площадка полна декоративных украшений, дизайнерских оформительских находок, а не возможностей для творческого преобразования;
- ее размещают там, где уже ничего другое не разместишь, на «бросовой» территории;
- один объект или однообразные объекты, ориентированные только на одну группу пользователей (только для малышей, только для подростков и тп.);
- очень мало места, очень мало выбора деятельности, очень мало стабильности;
- безопасна, огорожена, регламентирована.
Рекомендации при разработке инклюзивных детских площадок,
на которых одновременно могут играть дети с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и их здоровые сверстники — сложность использования того или иного объекта на площадке должна быть измерима, то есть играющий до начала использования объекта должен иметь возможность оценить степень трудности; — играющий в любой момент может прекратить действие, остановиться, отдохнуть, отойти от объекта; — если играющий переоценил свои возможности (силы), то и в этом случае не должно происходить несчастных случаев. Объекты должны быть предельно безопасны, но не ограждать от рисков; — на объекте можно многократно выполнять одно и то же действие, варьировать его, повышать или понижать уровень сложности действия; — при повторениях играющий может улучшить свой результат; — если с играющим пришел сопровождающий, то и он должен иметь возможность вместе с играющим использовать объект (или помогать играющему); -опасные зоны должны быть отмечены всеми доступными способами (по-возможности, с использованием картинок, точечного шрифта Брайля и тп).
Оригинал: Beltzig G. Kinderspielplätze mit hohem Spielwert: planen, bauen und erhalten. Augsburg. Augustus Verlag, 1990.